Если преподавателя иностранного языка спросить «Какой самый быстрый/надежный/лучший способ выучить язык?», можно получить весьма необычный совет. Например, «отправляйтесь в страну изучаемого языка и влюбитесь там в кого-нибудь, кто говорит только на этом языке». А если серьезно, то мы рекомендуем вам любой подходящий метод, в основе которого лежит сильная мотивация к изучению языка.

motivationМногие считают, что выучить язык будучи уже взрослым довольно проблематично, и что язык нужно учить исключительно в детстве. Нельзя сказать, что все взрослые ученики с высокой мотивацией всегда добиваются прекрасных результатов, однако большинство из тех, кто смог достичь успеха в изучении языка, были изначально очень сильно мотивированы.
Если ваши бабушки и дедушки живут в другой стране, или ваши дети вступают в брак с представителями иностранной державы, рожая вам внуков, которые не будут говорить на вашем родном языке… Или, может быть, вы хотите научить детей говорить на языке ваших предков, чтобы дать им преимущества билингвов… Мотивация родителя или родственные связи — достаточно мощное средство достижения успеха. Такую мотивацию можно назвать «внутренней», и это самый лучший ее вариант.

Внешняя мотивация, в свою очередь, происходит из потребностей, которые возникают в результате взаимодействия с внешним миром. Например, студенту нужно пройти тест, чтобы получить сертификат для поступления в магистратуру, или с работника требуется определенный уровень владения иностранным языком для выполнения прямых обязанностей. На практике существует множество причин, как внутренних, так и внешних, которые стимулируют желание учить язык, а также масса различных аспектов этих мотивов.

Помимо этих мотиваций важным фактором в достижении успеха при изучении языка является определенная «предрасположенность» к языку ии культуре. Профессор Р. Гарднер и В. Ламберт провели пилотное исследование мотивации в билингвальной среде Канады и отметили, что некоторые обучающиеся «интегративно мотивированы», имея в виду, что они изначально испытывают симпатию не только к языку, но и к людям, говорящим на этом языке, их интересует культура, связанная с языком, литература и история страны изучаемого языка. Такая мотивация или «склонность» к определенному языку очень похожа на «внутреннюю».

Так называемая «инструментальная» мотивация появляется в случае, когда людям необходимо выучить язык с чисто практическими целями, например получение премии или повышение на работе или поступление в вуз. Эта мотивация гораздо слабее всех остальных.

Мотивация меняется со временем. Профессор Золтан Дернье из университета Ноттингэма разработал модель под названием «система самомотивации L2», которая предлагает обучающемуся представить себя позитивной, компетентной и успешной личностью, владеющей иностранным языком. В этой модели мотивация рассматривается в динамике, поэтапно. Уровень мотивации обучающегося может подниматься или опускаться, в зависимости от интереса, вовлеченности в процесс обучения, от качеств партнера по обучению или работы преподавателя в классе. На мотивацию воздействуют задания, которые выполняет студент, насколько они интересны и поглощают внимание обучающихся.

Дебора Таннен, профессор лингвистики Джорджтануского университета и автор бестселлеров по методике обучения утверждает, что «человек проживает всю свою жизнь в последовательности разговоров», а также что «желание иметь определенный тип разговоров с определенными людьми, которых человек знает или желает знать, является очень сильной мотивацией при изучении нового языка». Она приводит личный пример. Хотя ее первый муж, грек по национальности, вполне хорошо говорил по-английски, Таннен все равно выучила греческий. Но выучила она его только потому, что очень хотела общаться с его матерью, которую полюбила всей душой.

Дернье недавно провел исследование и выяснил, что студенты, которые способны построить идеальную проекцию себя как успешной личности, говорящей на другом язые, гораздо лучше достигают своих целей. Им необходим четкий план заданий и стратегий изучения языа, следуя которым, они быстро осваивают новый язык.

Что же делать с теми, у кого мотивация сильна, но все равно успехов в изучении языка не наблюдается?
Вероятно, некоторые из нас просто не имеют слонности и изучению языков вообще. Мы имеем призвания других областях: в науке, искусстве, музыке или спорте…

Исследователей традиционно интересуют отношения между разными типами способностей и изучением языков. В соответствии с последними подходами к данному вопросу ученые изучают исключительно успешных студентов, осваивающих иностранный язык: тех немногих, кто в итоге звучит на иностранном языке как будто это их родной. Цель — исследовать их когнитивные способности. Как выясняется, минимум три фактора важны для успеха. Один из них — объем и функциональность «рабочей» памяти. Представьте, что вам приходится задержать в этой памяти телефонный номер, прежде чем его записать, и вы поймете, что это такое. Ассоциативная память, которая отвечает за связывание новой и известной информации. Третий фактор — наличие и эффективность механизмов интуитивного «научения», например способность выявлять повторяющиеся модели и паттерны в отрезках информации. Если все эти навыки у вас в наличии, то вместе с высоким уровнем разнообразной мотивации вы просто обречены на успех в изучении иностранного языка, особенно если процесс обучения максимально ориентирован на ваши индивидуальные интересы и способности.

Автор: Элисон Мэки, профессор лингвистики в Джорджтаунском и Ланкастерском университете.