Опытные преподаватели говорят, что,  когда речь идет об улучшении письма, традиционный метод обучения грамматике, как он используется при обучении устной речи,  просто не работает. Можно даже сказать, что традиционный урок грамматики — это самый неэффективный метод улучшения навыков письма на иностранном языке.

Многие из них, тем не менее, обеспокоены тем, что, полностью исключив обучение нормам языка из программы, можно получить поколение студентов, которые не смогут написать ни одного вразумительного предложения. Так что же делать? Возможно ли научить писать без обучения правилам орфографии, сочетаемости, связности и тп.?

обучение письмуВместо того, чтобы исключить обучение нормам, некоторые эксперты предлагают просто переставить их в надлежащее место в процессе письма: на последнее место.

Языковые нормы в письме — это некая «вежливость» по отношению к читателю, позволяющая оформить текст в том виде, в каком образованный читатель ожидает его увидеть, то есть способ сделать текст «читабельным».

Нормы оформления письменного текста

Это орфография, пунктуация, капитализация и разделение текста на параграфы. Так как они не существуют в устной речи, студент должен сознательно научиться тому, как они работают в письменной речи.

Например, в то время как оратор не уделяет внимания написанию слов, писатель должен не только придерживаться норм орфографии для каждого слова, но, возможно, даже использовать различные варианты написания слов, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Студент должен знать, где использовать точку вместо запятой, и как оформить цитату.

Порядок слов, временная форма глагола и согласование членов предложения

Это нормы как письменной, так и устной речи: порядок слов, временная форма глагола и согласование между различными членами предложения. Обучение этим нормам проще, чем нормам оформления, потому что в устной речи студенты выучивают эти правила на практике и в процессе общения, зачастую даже не всегда задумываясь о том, как это происходит.

Тем не менее, все усложняется, поскольку разговорный язык даже учебного диалога может сильно отличаться от грамматически правильного. А если студент в повседневной жизни постоянно использует разговорный иностранный язык, где используются другие грамматические правила, порядок слов и спряжения глаголов, то научить грамматике на письме становится еще более сложной задачей — ведь его приходится переучивать составлять правильные с грамматической точки предложения!

Построение предложения

Построение предложения — это образование простых и сложных предложений из фраз и частей предложения. В устной речи слова и части предложения не могут быть изменены, как только они были произнесены. А физическая природа текста позволяет авторам разработать свои предложения, объединяя и группируя связанные идеи в единую. Так студенты становятся более искусными в выражении своих мыслей в письменной речи: их предложения становятся длиннее и сложнее.

Наиболее подходящее место для применения знания языковых норм — этап редактирования, когда студенты готовятся к публикации своего текста. Они уже должны знать, кто будет читать их текст,  особенно если это не только их преподаватель, но и более широкая аудитория. Это значит, что они с большим энтузиазмом будут использовать языковые нормы, которые сделают их текст более читабельным и качественным.